Принципы вальдорфской педагогики

Принципы вальдорфской педагогикиДетские сады и школы, в своей основе использующие принципы вальдорфской педагогики, в странах постсоветского пространства еще не набрали той популярности, которую имеют за рубежом. Однако и здесь есть последователи этой системы, и они с полной уверенностью утверждают, что для развития всесторонне развитой и гармоничной личности лучшей методики и не найти. Именно поэтому стоит тщательно и внимательно ее рассмотреть, чтобы взять на вооружение лучшее и использовать в развитии и воспитании своих детишек, если, конечно, не возникнет желания полностью погрузиться в эту систему.

Данная методика разработана Рудольфом Штайнером, который начал давать частные уроки безнадежному, по мнению врачей и педагогов, мальчику, перенесшему гидроцефалию. Эта программа, удивившая всех своей результативностью, помогла ребенку догнать сверстников и легла в основу обучения детей рабочих на фабрике «Вальдорф – Астория». Ее эффективность была замечена и руководством этого предприятия, которые тоже привели в этот садик своих сыновей и дочерей.

Основные принципы вальдорфской педагогики

  1. Главный постулат этой системы – не спешить и не стремиться научить дошколят читать, писать и считать!? Основой этой методики развития является не опережение, а предоставления малышам возможности в исследовании окружающего мира в том темпе, в каком им нравится.
    Считается, что детство дано не для того, чтобы зубрить буквы или цифры, а для того, чтобы изучать и созерцать, играть и раскрывать творческие способности!
  2. Все учебные заведения этой системы оборудованы инвентарем из натуральных материалов: дерева, глины и льна.
    В детских садах, использующих принципы вальдорфской педагогики, полностью отсутствуют магазинные игрушки! Нет ни машинок, ни кукол, ни конструкторов, которые, по мнению последователей этой системы, являются сдерживающим фактором для фантазирования. Вместо них, малыши играют веточками, ракушками, тряпочками, и всем тем, чем щедро снабжает природа!
  3. Поражает и то, что здесь вы не увидите ни телевизора, ни компьютера! Зато все детское время посвящено играм, пению, танцам, постановкам спектаклей, шитью, лепке, аппликациям из природных материалов…и даже садоводству.
    Так что, неоспоримый факт – развитие способностей и творческого потенциала в вальдорфских садах и школах на высоте!
  4. Вся жизнь здесь размеренна, предсказуема и ритмична: общение с друзьями и воспитателями сменяется созерцанием природы, танцевальные занятия чередуются с более спокойными видами деятельности, все мероприятия расписаны на неделю, например, по понедельникам шьют, а по вторникам поют…
  5. Вальдорфская педагогикаК обучению письму, математическим навыкам и к другим предметам приступают только тогда, когда ребенок готов эмоционально! При этом нет никаких оценок и соревновательного элемента! В вальдорфских школах табу на сравнение чьих-либо успехов. Здесь учат радоваться ежедневным достижениям друг друга. Уважение к одноклассникам и взрослым, умение слушать и слышать, интерес и любовь к окружающему миру – вот чему здесь воспитывают.
    Именно поэтому все дошколята и школьники с радостью и энтузиазмом бегут в эти учебные заведения, у них четко и ясно прослеживается желание не только общаться со сверстниками, но и, как ни странно, учиться тоже!
  6. Главный постулат этой методики – это уважение к личности ребенка! Поэтому здесь никогда не слышны крики и раздражительные приказы старших, отсутствуют элементы наказания (детки, почему-то, растут послушными), царит семейная атмосфера и создается ощущение, что внуки приехали погостить к бабушке с дедушкой.

Безусловно, многие принципы вальдорфской педагогики уникальны и заслуживают уважения, так как воспитывают свободную и творчески мыслящую личность, развивают феноменальную память и концентрацию внимания, формируют удивительное стремление к познанию нового и интерес с любовью к обучающему процессу. Хотя далеко не всем нравятся некоторые моменты этой методики. В таком случае не стоит «с головой нырять» в эту систему, необходимо взять то, что прекрасно подойдет именно вашему малышу, обратив особое внимание на элементы развития творческого потенциала ребенка.

Интересные статьи

  • Как приучить ребенка к чтениюКак приучить ребенка к чтению Родители дошколят, как правило, редко задумываются по этому поводу. Но как только их малыш переступает порог школы и получает официальный […]
  • Успеваемость в школе. Как ее повысить?Успеваемость в школе. Как ее повысить? Всех родителей детей – школьников в той или иной степени заботит вопрос, какие оценки получает их чадо. Ведь это показатель не только […]
  • Как развивать ребенка 2-3 лет?Как развивать ребенка 2-3 лет? Изучая различные методики по воспитанию детей и читая литературу о том, как развивать ребенка 2-3 лет, родители сталкиваются с разными […]
  • Мотивация детейМотивация детей Рассматривая факторы, влияющие на успеваемость учеников в школе, мы пришли к выводу, что один из важных моментов, на котором […]
comments powered by HyperComments