Психология детей дошкольного возраста

Психология детей дошкольного возраста

Первые 7 лет в жизни ребенка являются особенными и важными для его развития, ведь дети приходят в этот мир, ничего не зная и не понимая. Именно поэтому психология детей дошкольного возраста волнует многих мам и пап, понимающих значимость этого периода.

Психологи, практикующие гештальт-терапию (принципы гуманистического направления в психотерапии, где гештальт – терапевт является не сторонним наблюдателем, а активным участником общения с пациентом как с личностью), основываясь на традициях славянских народов, выделяют особый этап – детство (с рождения и до семи лет) и 7 кругов в нем.

Детство — жизненно важный цикл от рождения и до 7 лет

Именно в этот период детям, как никогда, требуется защита, родительская любовь и забота. Многие малыши в начале своего пути боятся отпустить от себя мамочку, постоянно цепляясь за нее. Им кажется, что мама уйдет и больше не вернется никогда, поэтому-то они плачут, когда их кладут в кроватку спать, отводят в садик или просто уходят по делам.

Однако в этом возрасте ни в коем случае нельзя ничем детей пугать! Ругань, ссоры, физическое наказание и мифические Бабы-яги на всю жизнь остаются в подсознании людей, даже если они этого не помнят, и не лучшим образом влияют на поведение взрослого человека.

Основная задача родителей и всех людей, окружающих малыша, в этот значимый период развития его личности:

  • создать спокойную, комфортную и гармоничную обстановку, в которой он будет жить и развиваться,
  • помогать ему познавать мир,
  • учить его отличать хорошее от плохого,
  • в дальнейшем возлагать ответственность на него за совершенные им поступки и принятые решения.

Семь кругов детства

Крики страха

Крики страха

Это первое, что делает беспомощный и слабый младенец, появившись на свет! И очень важно, как пройдут первые минуты и часы его жизни. Если мамочка возьмет его на руки, покормит и скажет нежные слова, то ребенок перестанет беспокоиться и будет считать этот мир безопасным и добрым.
При отсутствии ласковой заботы и любви малыш продолжит бояться и в дальнейшем будет ожидать всегда всего самого худшего, что ведет к формированию негативного мышления, озлобленности, а иногда и склонности к совершению преступления.

От года до двух – в объятьях родных людей

В это время для детей исключительно важно иметь постоянный физический и эмоциональный контакт с родителями. Ребенку нужно постоянно говорить теплые нежные слова, брать его на руки, когда он этого захочет, почаще обнимать и прижимать к себе, а еще сажать на плечи.

По мнению гештальт – терапевтов, если придерживаться жесткого правила – не сюсюкаться с мальчиками, да и с девочками тоже, – то это может привести к развитию фригидности или нехороших наклонностей.

От двух до трех лет – Я все сам!

Психология детей дошкольного возраста именно в этот период становится объектом активного изучения родителями, потому что возникают первые сложности в общении с малышом, проявляющим самостоятельность во всем, а иногда и непослушание.

Если же мешать ребенку делать все самому, как он этого хочет, навязывать ему свою точку зрения и не прислушиваться к его желаниям, то можно вырастить инфантильного и безвольного человека или, наоборот, слишком властолюбивого и жесткого, сидящего на родительской шее до их старости. Нужно мягко корректировать и направлять свое чадо, но не отбивать охоты действовать самостоятельно и активно.

От трех до четырех – в гармонии среди родных и любимых

В эти годы, когда малыши становятся особенно интересными и забавными, важно, чтобы они росли и развивались в счастливой и комфортной эмоциональной среде.
Лицемерие, ссоры, озлобленность родителей и, не дай Бог, развод — в этом возрасте нанесут особенно тяжелый вред психике ребенка, что в будущем может способствовать проблемам в общении с противоположным полом.

Пятилетний рубеж – первые проявления бунтарства

Вот когда дети учатся самоутверждаться и высказывать свою точку зрения! И, безусловно, их нужно научить аргументированно отстаивать свое мнение, а в случае, если оно ошибочно, то уметь принимать и другую точку зрения.

Авторитарное навязывание взрослыми своих мыслей и убеждений способствует формированию либо безвольной личности, либо диктатора.

Шесть лет – эра творчества

эра творчества

Фантазия буйствует, и шестилетки с огромным удовольствием придумают то, чего не было или вообще не бывает. Но если к тому, что «сына выкрали инопланетяне» или «он супермен», родители относятся более-менее спокойно, то к тому, что малыш сочиняет небылицы про свою семью, предки настроены крайне негативно и считают это ложью и обманом.

А ведь это обыкновенное проявление творческих наклонностей, ведущее к развитию интуиции, которое нужно направить в конструктивное русло, а не наказывать за него.

Семь лет – на пороге взрослой жизни

И вновь активируется страх, только теперь это боязнь смерти. Почему я живу? Почему кто-то умирает? И множество других «почему» вертится в голове подрастающих детишек. На все эти вопросы необходимо отвечать честно, обстоятельно и серьезно, не отмахиваясь от ребенка и понимая, что все это его беспокоит всерьез.
Это этап, когда стоит относиться к сыну или дочери, как к взрослой личности, рассказывая обо всем, что их интересует, и делая акцент на умении делать самостоятельный выбор, принимать взрослые решения и нести ответственность за них.

Как видите, психология детей дошкольного возраста – далеко не простая тема, требующая индивидуального и дифференцированного подхода к детям разных лет. Хотя многие родители интуитивно знают, когда и какой прием лучше применить к своему ребенку, потому что ими движет огромное искреннее глубокое чувство безусловной Любви!

Интересные статьи

comments powered by HyperComments